«Итальянской кухни не существует»
Карло Кракко — о философии еды и национальном наборе региональных традиций.
Еда Текст: Егор Апполонов, Издатель Elite LifeШеф-повар, удостоенный двух звезд красного гида Michelin открыл первый ресторан за пределами Италии. И рассказал Elite Life о яйце, белом трюфеле и региональности национальных продуктах.
— Кто такой Карло Кракко?
— Что для вас итальянская кухня?
Италия — страна разнообразия. Французы сказали бы — «страна терруаров». Вы
удивитесь, но итальянской кухни нет. Я бы говорил о наборе региональных
кулинарных традиций: сицилийской, неаполитанской, миланской, пьемонтской.
Традиций регионов Венето или
У Карло Кракко истинная итальянская кухня встречается с кулинарным модерном
— Почему вы решились на открытие первого ресторана за пределами Италии в России?
В чём разница между Москвой,
— Русские хорошо знакомы со стилем работы Карло Кракко.
Да, но я не хочу делить посетителей ресторана в Милане по национальному признаку. Важно другое. Посетители ресторана разбираются в культуре еды. Это люди, которые, вероятно, уже приезжали в Италию и не раз. Ценители искусства. Ресторан Cracco — для тех, кто достиг высокого уровня в понимании гастрономии. Человек, впервые пробующий итальянскую еду столкнется с непростым опытом. Понять философию Карло Кракко можно, побывав в ресторане не один раз.
— Гастрономия сильно изменилась за последние десятилетия. Расскажите об эволюции ресторанов и культуры тех, кто в них приходит за последние 10—20 лет?
Расскажу о неочевидной тенденции. Снизилось потребление мяса. И знаете, чем это продиктовано? Отнюдь не пищевыми привычками людей или заявлениями о вредности мяса — гости ресторанов хотели бы есть больше мяса — а логистикой. Рестораны высокой кухни работают с исключительными продуктами. Это не фигура речи, а правда. Если у тебя звезда Michelin (или не одна), ты не идёшь на компромисс. Технически это выглядит следующим образом: недостаточно найти поставщика, ты обязан поддерживать постоянное наличие продукта в ресторане. Ты не можешь ввести блюдо в меню, а потом сказать гостям: извините, ягненка сегодня не привезли. Изменения в меню ресторанов происходят по причине невозможности поддерживать постоянные поставки продуктов. Об этом мало говорят.
— Как вы выбираете поставщиков?
Это пытка. Исключительных продуктов в Италии много — не буду лукавить. С
этим повезло. Но это «много» — не для всех. И вот где кроется проблема. Хотите
получать лучшее? Станьте другом поставщика и платите больше, чем другие
Исключительных продуктов в Италии много, не буду лукавить. Но это «много» не для всех
— Не мешает ли публичность общению с фермерами?
Публичность дала преимущества — меня знают, уважают, хотят работать. Но с
другой стороны люди смотрят на «больших»
— Белый трюфель — в ДНК ресторанов Кракко. В чем причина столь сильной любви?
У белого трюфеля интересная история: вплоть до 40−х годов прошлого века (до окончания войны) никто не знал, что это такое. Даже французы (у них растёт чёрный трюфель, который тоже не пользовался во времена, о которых я говорю, славой великого продукта). Это был просто гриб. Уродливый. Никто не знал, как его готовить. Потом появился человек по имени Джакомо Мора, который решил, что это великий продукт и объявил: «Он станет символом региона, Альбы». Синьор Мора занялся продвижением белого трюфеля. Появилась традиция — крупнейший трюфель отсылали влиятельному человеку (например, Папе Римскому). Трюфель обрел славу.
Меня с грибом связывает генетическая любовь. Ей нет объяснения. Когда я
приехал в Альбу, никто не делал меню на основе трюфеля.
Интересно, что в 40−е годы прошлого века трюфель ничего не стоил. Трюфель
растет сам по себе. Не требует вложений. Сравним с мясом. Вы выращиваете
животное, забиваете его, снимаете шкуру, разделываете, упаковываете, рассылаете
по магазинам или ресторанам. И только потом
Раньше трюфель ничего не стоил. Гриб растёт сам по себе. Ты находишь его и вытаскиваешь из земли
— Не чувствуете ли вы «трюфельного» давления? Возможно, вы устали от этого продукта.
Не чувствую, потому что трюфель — сезонный продукт. Растёт только три месяца в году. Не каждый год урожайный, не каждый год мне нравится вкус. Остаётся масса времени для работы с другими продуктами.
— Яйцо — второй символ ресторанов Карло Кракко.
Да, прямая противоположность трюфелю. Яйцо ничего не стоит. Из яйца вы сделаете самостоятельное блюдо, из трюфеля нет. Трюфелю нужно сопровождение, яйцо самодостаточно. Истинный повар умеет работать, как со сложными, редкими продуктами, так и с теми, на которые другие не обращают внимания. Трюфеля недостаточно. Нужно еще и яйцо.
— Для вас это сложный продукт в работе?
Отнюдь. Яйцо прекрасно. Это вечная классика. В конце XIX века появились все известные рецепты на основе яиц, и почти все они французские. В течение последующих 100 лет ничего не менялось. Яйца теперь не используют на кухнях «больших» ресторанов, потому что это пища для бедных. Банальная еда. То ли дело трюфели. Когда я только приехал в Милан и открыл ресторан, я сосредоточил исследования на яйце. Почему? Потому что вкус яйца знает каждый человек на земле. Простой продукт, но универсальный. Если умеешь готовить яйцо, оно сочетается с мясом, рыбой, молочными продуктами, сырами.
— Французская кухня диктует спрос на дорогие продукты. У итальянцев иначе.
Итальянцы — полная противоположность французам. Не потому что мы лучше. Мы
разные. У нас разная история. Дело не в лобстере, лангустине,
— Сложно найти или приготовить?
Найти просто, приготовить — непростая задача. У вас другие помидоры, которых
я, как
— Правильно ли я понял, что для вас важно сохранить вкусовые качества продукта без серьёзных изменений на этапе приготовления?
Да, это так. Я стараюсь понять, как с помощью двух ингредиентов добиться
Новинский бульвар, 8,с2, Москва, 121099
Понедельник — пятница с 12:00 до 22:30, суббота — воскресенье с 14:00
до 22:30
+7 (495) 287-05-15
Средний чек: от 2500 рублей.