Куда вложиться — в ценные бумаги, недвижимость или драгоценные металлы? На этот вопрос нашёлся новый ответ: в коллекционные автомобили.
Как свидетельствует индекс инвестиций в предметы роскоши, составляемый международным агентством элитной недвижимости Knight Frank за пяти- и десятилетний периоды, вложения в топовые марки классических автомобилей принесли 161 и 467% дохода соответственно.
Инвестировать в раритетные авто оказалось выгоднее, чем в золото, в стартапы или акции растущих компаний. За последние пять лет выросло число специализированных аукционов и автодилеров, а редкие Ferrari, Jaguar и Dodge теперь не только предмет гордости: раритетные автомобили стали источником дохода и пропуском в элитный клуб коллекционеров.
Инвестировать в раритетные авто оказалось выгоднее, чем в золото, в стартапы и акции растущих компаний
Налоговая нагрузка
Препятствием на пути коллекционеров становятся налоги, прежде всего — «налог на роскошь». С 2014 года автомобили стоимостью выше 3 млн. рублей облагаются повышенным транспортным налогом — дополнительный коэффициент зависит от стоимости автомобиля и от возраста (чем автомобиль старше, тем выше коэффициент). Модель стоимостью выше 5 млн. рублей увеличит сумму транспортного налога в два раза. Повышающий коэффициент «3» установлен для автомобилей стоимостью более 10 млн. рублей, выпущенных не ранее 2007 года и более 15 млн. рублей, выпущенных не ранее 1997 года. За нео-классику придётся заплатить даже больше, чем за новые автомобили премиум-класса. Для подержанных машин условия транспортного налога остаются прежними: сумма зависит от мощности двигателя. Однако расчёт зависит от двух факторов: федерального законодательства и регионального. Обязательной остается и уплата НДС — по закону 18 % стоимости автомобиля придется перечислить на счета Федеральной налоговой службы. Российское правительство задумалось о послаблениях для владельцев «винтажных» авто: упрощён порядок регистрации классики, ведутся переговоры о налоговых льготах для инвесторов. Но пока что коллекционера, желающего пройти официальную процедуру регистрации, например, «Мустанга», ждут дополнительные расходы.
Руководитель компании Finance TVS, специализирующейся на инвестициях в автмобили, лизинге и составлении автомобильных коллекций. Антон Пикусс говорит, что все начинается с хобби: инвестиционный проект начинается с игры, когда покупаешь редкую машину для удовольствия.
Со временем коллекционирование перерастает в осознанные инвестиции. Покупателей редких автомобилей все больше, рынок растёт. Ценность раритетных авто осознают и инвесторы: пока сегмент новых премиальных автомобилей падает, коллекционные автомобили растут в цене. Владеть коллекционным BMW, Dodge, Mercedes или Land Rover — признак вкуса.
— Коллекционирование классических автомобилей — статус, открывающий двери. — объясняет Антон и добавляет: — Статус, который не купишь за деньги.
Коллекционные авто не пылятся в гаражах ценителей — их регулярно наблюдают
на столичных ралли. В Москве в апреле проходит Exclusive Classic Day: три ралли
Второй заезд в сезоне — ставшая уже легендой L.U.C. Chopard Classic Weekend Rally. Гонка с участием автомобилей до 1976 года выпуска проходит по центральным улицам Москвы.
Mille Miglia — итальянская гонка
— Инвестировать в бумаги неинтересно, — говорит Антон Пикусс. —
Ценную бумагу нельзя потрогать, автомобиль осязаем. Участие в ралли и выставках
— еще один аргумент, чтобы инвестировать в редкие лоты.
Светские рауты и гонки — не единственный шанс коллекционера представить
собрание раритетных авто. Интерес в сотрудничестве с коллекционерами высказывал
Дмитрий Октябрьский —бывший коллекционер, ныне директор Музея
Где спрос, там и предложение. Автопроизводители выпускают новые модели лимитированной классики — для автомобильных «гурманов». Ограниченные серии —предмет гордости концернов, знак качества, воплощенный в металле. В 2016 году с конвейера Jaguar сошли девять новых автомобилей модели XKSS — легендарного суперкара, победителя ралли «Ле Ман» с 1955 по 1957 годы.
Громкая премьера состоялась у Land Rover. По случаю завершения выпуска Defender британская мануфактура выпустила в 2015 году лимитированную серию Celebration Series. С конвейера крайне лимитированным тиражом сошла коллекция из трех интерпретаций Defender, каждая из которых символизирует этап истории 4x4. Модель Heritage Edition (заявленная цена при выпуске — €39 900) вдохновлена ранними моделями Land Rover. Adventure Edition (заявленная цена при выпуске — €45 900) создана для поклонников экстрима. Топовая версия Autobiography Edition (заявленная цена при выпуске — €64 000) — Defender в максимальной комплектации.
В минувшем году на американском рынке появился стартап Revology — детище
инженеров из Флориды, нацелившихся на выпуск
Повёрнут ключ зажигания, мотор урчит под капотом, и двухдверная берлинетта выезжает на площадку, сверкая на солнце красными боками. Это Ferrari 250 GTO — самый дорогой автомобиль из проданных на аукционах. В 1974 году машина стоила $180 тысяч (мануфактура в Маранелло выпустила 39 экземпляров). В 2014 году аукционный дом Bonhams продал лот за рекордные $38 млн.
Редкий экземпляр — Ferrari 250. В 1960−е годы каждую покупку этой модели одобрял лично Энцо Феррари, основатель компании. Тренд очевиден — чем меньше тираж модели, тем выше цена. Впрочем, в цене у коллекционеров — не только лимитированные серии.
Jaguar XK120
— Купить автомобиль и не садиться за руль — всё равно что жениться на победительнице мирового конкурса красоты и не ложиться с ней в постель, — говорят коллекционеры-консультанты.
Еще один фактор, влияющий на цену: оригинальность сборки. Модернизация в разы снижает привлекательность покупки. В случае легендарных моделей даже модифицированные образцы пользуются спросом. Вот, например, Porsche 356, над которым работают в ателье Singer. После замены всех деталей (в ход идут только оригинальные запчасти) и реставрации кузова и салона автомобиль возрастает в цене.
Предугадать цену трудно. Некоторые ветераны коллекций не продаются. Иногда
наоборот — в гаражах ценителей останавливается ничем не примечательная модель.
Антон рассказывает, что неожиданную популярность среди российских
коллекционеров набирает Mercedes E500 W124.
— Пятисотый «Мерседес» стоит €45−50 тысяч. Цена продолжает расти.
Хотя буквально еще пять лет назад машины стоили €5000, даже меньше.
Объяснить причину роста невозможно. — резюмирует Пикусс.
Неожиданный интерес у покупателей вызвал
Предугадать цену трудно. Некоторые ветераны коллекций не продаются
В 2011 году появились первые инвестиционные фонды классических автомобилей.
— Есть процедуры лизинга, которые вне фонда недоступны, — рассказывает Антон
Пикусс о работе фондов.
Принадлежность к фонду освобождает инвестора и от забот — необходимости
постоянно следить за аукционами и состоянием автомобиля. Пикусс говорит:
«Коллекционные машины не менее хлопотны в содержании, чем яхты». Поручив
управляющей компании работу по подбору и составлению
коллекции, остаётся наслаждаться вождением и знать финансовые
котировки — об остальном позаботится фонд. Уход за автомобилями ложится на
плечи управляющей компании. Кроме того, в состав фонда входят и аналитики,
которые постоянно следят за трендами рынка и информируют владельцев
коллекционных авто.
Новичку трудно угадать будущую цену за модель, но ему придётся столкнуться и
с другими проблемами.
— Наличие денег не означает, что интересующую машину легко купить,
— делится опытом Антон. — Спрос превышает предложение. И тут приходят на
помощь связи и контакты тех, кто
профессионально составляет частные коллекции. Новых инвесторов
рынок не встречает с распростёртыми объятиями: коллекционирование —охота. Без
связей не обойтись. ELITE
Круговые инвестиции
Содержание автомобиля — затратный фактор. Изнашивается металл, запчасти дорожают с каждым годом — ремонт ретро-машины обходится в десятки тысяч долларов. Карл Брауэр, редактор американского портала Autotrader, продал в 2010 году Plymouth 1970 GTX за $24 000 при цене $4 000 долларов в 1986 году. Но за годы Брауэру пришлось вложить $15 000 на ремонт и замену комплектующих, и инвестиция оказалась заметно меньше.
Rotermanni 2, Ent. A, office B3
Tallinn 10111, Estonia
+372 56802262
ap (@) financetvs.com