Инвестиции в автомобили: выгоднее, чем в золото

Роскошь и средство передвижения: зачем коллекционировать раритетные авто и можно ли на этом заработать?

партнерский материал при поддержке: Finance TVS
Jaguar E-Type © DR

Куда вложиться — в ценные бумаги, недвижимость или драгоценные металлы? На этот вопрос нашёлся новый ответ: в коллекционные автомобили.

Как свидетельствует индекс инвестиций в предметы роскоши, составляемый международным агентством элитной недвижимости Knight Frank за пяти- и десятилетний периоды, вложения в топовые марки классических автомобилей принесли 161 и 467% дохода соответственно.

Инвестировать в раритетные авто оказалось выгоднее, чем в золото, в стартапы или акции растущих компаний. За последние пять лет выросло число специализированных аукционов и автодилеров, а редкие Ferrari, Jaguar и Dodge теперь не только предмет гордости: раритетные автомобили стали источником дохода и пропуском в элитный клуб коллекционеров.

Инвестировать в раритетные авто оказалось выгоднее, чем в золото, в стартапы и акции растущих компаний

Jaguar E-Type © DR

Налоговая нагрузка

Препятствием на пути коллекционеров становятся налоги, прежде всего — «налог на роскошь». С 2014 года автомобили стоимостью выше 3 млн. рублей облагаются повышенным транспортным налогом — дополнительный коэффициент зависит от стоимости автомобиля и от возраста (чем автомобиль старше, тем выше коэффициент). Модель стоимостью выше 5 млн. рублей увеличит сумму транспортного налога в два раза. Повышающий коэффициент «3» установлен для автомобилей стоимостью более 10 млн. рублей, выпущенных не ранее 2007 года и более 15 млн. рублей, выпущенных не ранее 1997 года. За нео-классику придётся заплатить даже больше, чем за новые автомобили премиум-класса. Для подержанных машин условия транспортного налога остаются прежними: сумма зависит от мощности двигателя. Однако расчёт зависит от двух факторов: федерального законодательства и регионального. Обязательной остается и уплата НДС — по закону 18 % стоимости автомобиля придется перечислить на счета Федеральной налоговой службы. Российское правительство задумалось о послаблениях для владельцев «винтажных» авто: упрощён порядок регистрации классики, ведутся переговоры о налоговых льготах для инвесторов. Но пока что коллекционера, желающего пройти официальную процедуру регистрации, например, «Мустанга», ждут дополнительные расходы.

Статусные модели
Открывая двери

Руководитель компании Finance TVS, специализирующейся на инвестициях в автмобили, лизинге и составлении автомобильных коллекций. Антон Пикусс говорит, что все начинается с хобби: инвестиционный проект начинается с игры, когда покупаешь редкую машину для удовольствия.

Со временем коллекционирование перерастает в осознанные инвестиции. Покупателей редких автомобилей все больше, рынок растёт. Ценность раритетных авто осознают и инвесторы: пока сегмент новых премиальных автомобилей падает, коллекционные автомобили растут в цене. Владеть коллекционным BMW, Dodge, Mercedes или Land Rover — признак вкуса.

— Коллекционирование классических автомобилей — статус, открывающий двери. — объясняет Антон и добавляет: — Статус, который не купишь за деньги.

Коллекционные авто не пылятся в гаражах ценителей — их регулярно наблюдают на столичных ралли. В Москве в апреле проходит Exclusive Classic Day: три ралли ретро-автомобилей по числу категорий. В этом году в числе участников отметились владельцы Citroen Traction Avant 1954 года выпуска, «Волга ГАЗ-21» 1964 года и немецкой Riley Sprite 1936 года. Победители ралли отправились на Forte Fest на Сардинии.

Второй заезд в сезоне — ставшая уже легендой L.U.C. Chopard Classic Weekend Rally. Гонка с участием автомобилей до 1976 года выпуска проходит по центральным улицам Москвы. 

Mille Miglia — итальянская гонка ретро-автомобилей, собирающая международных коллекционеров. К участию в соревнованиях принимаются автомобили только тех моделей, что участвовали в спортивных гонках «Тысяча миль», проходивших с 1927 по 1957 год. Статусное мероприятие — Concorso d'Eleganza Villa d’Este на озере Комо. Здесь представляют редкие автомобили из частных коллекций.
 
— Инвестировать в бумаги неинтересно, — говорит Антон Пикусс. — Ценную бумагу нельзя потрогать, автомобиль осязаем. Участие в ралли и выставках — еще один аргумент, чтобы инвестировать в редкие лоты.
 
Светские рауты и гонки — не единственный шанс коллекционера представить собрание раритетных авто. Интерес в сотрудничестве с коллекционерами высказывал Дмитрий Октябрьский —бывший коллекционер, ныне директор Музея ретро-автомобилей в Москве. Музей уже сотрудничает с коллекционерами, регулярно обновляет экспозицию.

Где спрос, там и предложение. Автопроизводители выпускают новые модели лимитированной классики — для автомобильных «гурманов». Ограниченные серии —предмет гордости концернов, знак качества, воплощенный в металле. В 2016 году с конвейера Jaguar сошли девять новых автомобилей модели XKSS — легендарного суперкара, победителя ралли «Ле Ман» с 1955 по 1957 годы.

Громкая премьера состоялась у Land Rover. По случаю завершения выпуска Defender британская мануфактура выпустила в 2015 году лимитированную серию Celebration Series. С конвейера крайне лимитированным тиражом сошла коллекция из трех интерпретаций Defender, каждая из которых символизирует этап истории 4x4. Модель Heritage Edition (заявленная цена при выпуске — €39 900) вдохновлена ранними моделями Land Rover. Adventure Edition (заявленная цена при выпуске — €45 900) создана для поклонников экстрима. Топовая версия Autobiography Edition (заявленная цена при выпуске — €64 000) — Defender в максимальной комплектации.

В минувшем году на американском рынке появился стартап Revology — детище инженеров из Флориды, нацелившихся на выпуск ретро-автомобилей. Revology уже выпускает Ford Mustang 1966 GT, Shelby 1966 GT35. Планы у компании амбициозные.

Ограниченная серия Land Rover © Finance TVS
Участник гонки Mille Miglia 2017 © DR
Adler Trumpf 1937 года выпуска © DR
Коллекционные авто | amCharts
динамика роста цен
Вопрос цены

Повёрнут ключ зажигания, мотор урчит под капотом, и двухдверная берлинетта выезжает на площадку, сверкая на солнце красными боками. Это Ferrari 250 GTO — самый дорогой автомобиль из проданных на аукционах. В 1974 году машина  стоила $180 тысяч (мануфактура в Маранелло выпустила 39 экземпляров). В 2014 году аукционный дом Bonhams продал лот за рекордные $38 млн.

Редкий экземпляр — Ferrari 250. В 1960−е годы каждую покупку этой модели одобрял лично Энцо Феррари, основатель компании. Тренд очевиден — чем меньше тираж модели, тем выше цена. Впрочем, в цене у коллекционеров — не только лимитированные серии.

Jaguar XK120 C-Type 1953 года — спорткар, ставивший рекорды скорости в 1950−е годы. В гонке на выносливость «24 часа Ле Мана» в 1951 году XK120 занял первое место, намного опередив конкурентов. Победу родстеру обеспечил шестицилиндровый двигатель и разгон до 100 км/ч за 10 секунд — впечатляющий показатель для того времени. Рекорды XK120 бьёт и сегодня, но в иной дисциплине — в цене: в мае 2016 г. Jaguar ушел с молотка на аукционе в Монте-Карло за $8,3 млн. Машина на полном ходу, что увеличило цену. Резюмируем: классическая машина с «родословной» — записями об участии и, тем более, победе в гонке —  резко поднимается в цене.

— Купить автомобиль и не садиться за руль — всё равно что жениться на победительнице мирового конкурса красоты и не ложиться с ней в постель, — говорят коллекционеры-консультанты.

Еще один фактор, влияющий на цену: оригинальность сборки. Модернизация в разы снижает привлекательность покупки. В случае легендарных моделей даже модифицированные образцы пользуются спросом. Вот, например, Porsche 356, над которым работают в ателье Singer. После замены всех деталей (в ход идут только оригинальные запчасти) и реставрации кузова и салона автомобиль возрастает в цене.

Предугадать цену трудно. Некоторые ветераны коллекций не продаются. Иногда наоборот — в гаражах ценителей останавливается ничем не примечательная модель. Антон рассказывает, что неожиданную популярность среди российских коллекционеров набирает Mercedes E500 W124.
 
— Пятисотый «Мерседес» стоит €45−50 тысяч. Цена продолжает расти.  Хотя буквально еще пять лет назад машины стоили €5000, даже меньше. Объяснить причину роста невозможно. — резюмирует Пикусс.

Неожиданный интерес у покупателей вызвал Mercedes-Benz G500 Cabrio Final Edition 200 — за год цена автомобиля с пробегом 5000 километров повысилась в два раза. Решающим при покупке автомобиля становится вера инвестора, что модель подходит для коллекции. Бывалые коллекционеры говорят: понятие «предчувствие» описать трудно. Со опытом приходит понимание: машина вырастет в цене.

Предугадать цену трудно. Некоторые ветераны коллекций не продаются

Mercedes-Benz G500 Cabrio Final Edition 200 © DR
Ferrari GTO — cамый дорогой автомобиль из проданных на аукционах © DR
Инвестиционные фонды
Доверительное управление

Ретро-автомобиль выгодное приобретение для гаража, актив — открытие, перевернувшее автомобильные рынки двухтысячных. Инвесторы хлынули на аукционы, но вложения любителей — риск, не гарантирующий доход. Как же войти на рынок ретро-автомобилей с наименьшими затратами и выгодно вложить инвестиции?
В 2011 году появились первые инвестиционные фонды классических автомобилей.

— Есть процедуры лизинга, которые вне фонда недоступны, — рассказывает Антон Пикусс о работе фондов.
 
Принадлежность к фонду освобождает инвестора и от забот — необходимости постоянно следить за аукционами и состоянием автомобиля. Пикусс говорит: «Коллекционные машины не менее хлопотны в содержании, чем яхты». Поручив управляющей компании работу по подбору и составлению коллекции, остаётся наслаждаться вождением и знать финансовые котировки — об остальном позаботится фонд. Уход за автомобилями ложится на плечи управляющей компании. Кроме того, в состав фонда входят и аналитики, которые постоянно следят за трендами рынка и информируют владельцев коллекционных авто.

Новичку трудно угадать будущую цену за модель, но ему придётся столкнуться и с другими проблемами.
 
— Наличие денег не означает, что интересующую машину легко купить, — делится опытом Антон. — Спрос превышает предложение. И тут приходят на помощь связи и контакты тех, кто профессионально составляет частные коллекции. Новых инвесторов рынок не встречает с распростёртыми объятиями: коллекционирование —охота. Без связей не обойтись. ELITE

Круговые инвестиции

Круговые инвестиции Plymouth 1970 GTX

Содержание автомобиля — затратный фактор. Изнашивается металл, запчасти дорожают с каждым годом — ремонт ретро-машины обходится в десятки тысяч долларов. Карл Брауэр, редактор американского портала Autotrader, продал в 2010 году Plymouth 1970 GTX за $24 000 при цене $4 000 долларов в 1986 году. Но за годы Брауэру пришлось вложить $15 000 на ремонт и замену комплектующих, и инвестиция оказалась заметно меньше.

FINANCE TVS ТАЛЛИН, ЭСТОНИЯ

Rotermanni 2, Ent. A, office B3

Tallinn 10111, Estonia

+372 56802262
ap (@) financetvs.com

www.financetvs.com

Finance TVS

Офис компании располагается в Прибалтике — все автомобили зарегистрированы в Эстонии, где им обеспечивают ежедневный уход. Специально к московским ралли фонд перегоняет автомобили из Прибалтики в столицу — как рассказывают в фонде, некоторые из их машин принимали участие в ралли Chopard в этом году.

Все материалы автора