Марко Теналья — звезда мировой фотографии. О своем видении фотографии и о злободневных трендах фотограф рассказал в Elite Life.
синопсис
Нет разницы — пленка или цифровая камера. Великий кадр получится сделать и на «мыльницу».
Я ищу искреннее несовершенство, подчеркивающее красоту модели. Сексуальность без постановочного лоска.
Я не делаю тысячу кадров, чтобы потом выбрать один удачный — так работают непрофессионалы.
В чем популярность Photoshop? Не в состоянии рассказать историю, дилетанты стремятся затмить спецэффектами пустоту содержания.
Меня вдохновляет Хельмут Ньютон. Он был гением, написавшим едва ли не самую важную главу в истории фотографии.
Мое лучшее вложение в фотографию – отвратительное игристое вино, которое я купил за €1,90 в дисконтном продуктовом магазине.
— Как бы вы описали собственный стиль?
Лучше других стиль охарактеризовал мой агент Джеми Ван Дер Гус:
— Как выглядит ваша идеальная женщина?
Мне нравятся женщины держащие дистанцию. Мне близок образ холодной чувственности и недоступности. Я восхищаюсь женщинами с сильным характером, которые не боятся показывать индивидуальность.
— Как сформировался ваш стиль в фотографии?
Когда я только начинал, у меня не было денег. Только фотоаппарат с
дискретным объективом 35 мм и одна вспышка. Теперь я не ограничен в финансах,
Лучше других мой стиль охарактеризовал агент Джеми Ван Дер
Гус:
— Цифра или пленка?
Нет разницы, на что снимать — на пленку или на цифровую камеру.
Великий кадр получится сделать и на «мыльницу». Главное —
идея и авторские видение. «Железо» не играет роли. Я не
тот, кого магазины фотопринадлежностей назвали бы выгодным клиентом. Когда я
только начинал, у меня не было денег на дорогое оборудование и с течением
времени я оценил состояние начинающего: оно заставляет выйти за пределы
возможностей. Когда я выезжаю на съемки, то беру с собой две зеркалки
Читайте также
Ликбез Как снять женщину 9 советов фэшн-фотографа Марко Теналья, как добиться серьезных успехов в фотографии— Фотография стала доступной. Как вы к этому относитесь?
Это здорово. А вот нежелание получать знания и развиваться — обратная сторона медали. Фотоискусство деградирует потому, что никто не тратит время на теорию. Доступность фотографии спровоцировала желание нажимать на спуск затвора как можно чаще, без оглядки на результат.
— Сильно ли изменилась фотография за последние 20 лет?
Да. Искусство обесценилось. Иллюстрации берут верх над фотографиями со смыслом.
— Это так заметно?
Фотография деградирует. Первая причина — финансовый кризис. Глянцевые журналы сокращают расходы, обращаясь к фотографам подешевле. Вторая — развитие цифровой фотографии. Снимать теперь может каждый. Но вместо съемки, «фотографы» сидят в Adobe Photoshop в надежде оживить мертвые кадры. Ребята, если вы собираете много лайков в facebook, никакие вы к черту не фотографы.
— Вы не перестаете повторять, что ретушь убивает фотографию.
Подавляющее число фотографий теперь создают компьютеры, а не
люди, что оскорбительно для фотографии и претит философии этого вида
искусства. Тех, кто обращается за помощью
Почему люди так любят использовать Photoshop? Не в состоянии рассказать историю, дилетанты обращаются к голливудским приемам: стремятся затмить спецэффектами пустоту содержания. Я умеют рассказывать истории и Photoshop для создания иллюзий мне не нужен. Конечно же, я пользуюсь этим приложением — для ускорения и оптимизации рабочих процессов. Иногда вношу минимальные корректировки. Главное знать меру. Я знаю. Мне важно показать совершенное несовершенство.
Фотографии теперь создают компьютеры, а не люди, что оскорбительно для этого вида искусства
— Как с этим бороться?
Явление со временем само себя изживет. Скоро люди устанут от того, что съёмки в модных журналах выглядят одинаково.
— Изменится ли фотография в последующие 20 лет?
Однозначно да. Пока сложно сказать, в какую сторону — верю, что произойдет насыщение технологиями и мы станем свидетелями возрождения фотографии. Наверняка знаю одно: я буду снимать так же, как и сегодня.
— Кто лучше снимает — женщины или мужчины?
Мне безумно нравятся работы Хельмута Ньютона и Эллен фон Унверт. Так что те и те одинаково талантливы.
— Кто вдохновляет вас?
Хельмут Ньютон. Величайший фотограф. Он был гением, написавшим едва ли не самую важную главу в истории фотографии. Иногда я подражаю стилю Ньютона, но давайте будем откровенны: это невозможно, потому что работы Ньютона автобиографичны. В этом их сила и привлекательность. Ньютоновская одержимость эротизмом, люксом и роскошью продиктована корнями — он родился и вырос в состоятельной еврейской семье — и чувством юмора. Фотография — язык без слов и Ньютон говорил на нем о себе. Однажды с присущим ему чувством юмора Ньютон сказал: «в моем словаре два плохих слова — «искусство» и «хороший вкус». Цитата объясняет, как он работал с собой, с характером, харизмой и как показывал эти черты через фотографию. И да — в каждой работе Ньютона присутствуют и искусство, и хороший вкус.
Хельмут Ньютон
Хельмута Ньютона называют отцом «глянцевой» фотографии. В каждой работе великого фотографа — секс, декаданс, провокация. Родился 31 октября 1920 года в Берлине, в состоятельной еврейской семье. По собственным воспоминаниям, рос «невыносимым, но очаровательным малышом». Рано стал интересоваться женщинами – в три года, по собственным словам, нравилось подсматривать, как переодевается няня. Позднее пристрастился к мужским журналам. Интерес к фотографии проснулся у Хельмута в раннем возрасте. В 1932 году на сэкономленные карманные деньги мальчик купил первую камеру — Agfa Tegnor Box. В 1938 году уехал из Германии в Сингапур, где устроился работать фотографом в отделе светской хроники местной газеты. Снимая репортажи, Ньютон выработал узнаваемый стиль, в котором провокация соседствовала с сексуальностью. В начале 1960-х годов фотограф переехал в Париж и стал делать съемки для французского Vogue. Сотрудничество принесло Ньютону славу, и вскоре он стал снимать и для других глянцевых изданий — Harper’s Bazaar, Marie Claire, ELLE, Playboy. Редакторам нравилась провокационная съемка, шокирующая откровенностью и жестокостью. Работы фотографа выставлялись в главных галереях мира. Скончался Хельмут Ньютон 23 января 2004 года в результате автомобильной катастрофе в Лос-Анджелесе. По свидетельствам очевидцев Ньютон выезжал со стоянки гостиницы Chateau Marmont, когда автомобиль потерял управление и внезапно набрав скорость, врезался в стену.
— Можете назвать ваши три любимые работы Ньютона?
— Задача кажется практически невыполнимой: каждая работа Хельмута Нютона особенная. И все же, пожалуй, я могу ответить на ваш вопрос. Работа «Любовница и шофер» — в ней передана необычайная чувственность. Автопортрет с моделью и женой. И фотография женщины в маске из серии Polaroids.
— Помимо фотографии, что еще увлекает вас в жизни?
Дочь Клавдия. Стремлюсь проводить с ней все свободное время. Этого
недостаточно, а значит пора пересмотреть приоритеты. Люблю путешествовать и
открывать новые места. Мне нравятся как города с многомиллионным
населением, так и маленькие городки и деревни. Любимые места на земле?
Итальянец стремится спровоцировать зрителя и вызвать эмоции. Не обязательно хорошие— ненависть, уточняет фотограф — действенный инструмент манипуляции. По просьбе редакции Марко Теналья вспомнил яркие истории, которые остались за кадром.