«Воображение — главная составляющая успеха»
Философия современного коктейля — вдохновение, приходящее в путешествиях и на кухнях гастрономических ресторанов
Диалоги Текст: Анна ТитоваДженнифер Ле Неше — первая женщина-бармен, победительница Diageo Reserve World Class, действующий чемпион мира 2016.
— Что такое коктейль?
— Коктейль — микс алкогольных напитков. Ликёры, вина, специи, сиропы, фрукты. Также в коктейль добавляют съедобные ингредиенты по вкусу бармена, который его готовит.
— А хороший коктейль?
— Он соответствует четырём критериям. Первое — представление коктейля, ведь первое взаимодействие с коктейлем происходит при помощи глаз. Приятный глазу цвет — серьёзная составляющая успеха. Второе — приятная текстура. Третье — вкус. Четвёртое — «гарнир». Речь о том, чем вы декорируете коктейль. Бармен украшает бокал, чтобы сделать коктейль еще привлекательнее.
— Откуда приходят идеи и вдохновение?
— Я творю на уровне чувств. Много вдохновения приходит с кухни ресторана.
Техники, которые используют
— Играет ли роль национальность кухни, которая тебя вдохновляет? Ты француженка. Значит ли это, что французская кухня играет центральную роль в творчестве? Или ты вдохновляешься творчеством испанцев, которые переформатировали концепцию еды?
— Французская кухня местами слишком консервативна, но это не играет роли.
Меня вдохновляют не рецепты, а техники, которые используют
Техники, которые
— Кондитеры?
— Конечно. Базовые вещи пришли оттуда. Как приготовить сироп?
— Какова твоя философия коктейля?
— Я открыта к экспериментам. Использую те продукты, которые мне нравятся и которые мне не нравятся, потому что как бармен я не ориентируюсь исключительно на собственные предпочтения. Я не люблю кофе, но готовлю кофейные коктейли. Мне нравятся анис — использую пастис и абсент в творчестве чаще.
— Важны ли путешествия для вдохновения?
— Когда я путешествую, я иду на местный рынок и покупаю местные специи. Специи характеризуют страну и с ними легко путешествовать. В России я, увы, не успела заглянуть на рынок. Только на Красную площадь.
— Трудно ли быть гостевым барменом?
— Да, я, конечно же, вынуждена адаптироваться к работе. Это не бар, в котором я знаю, что где стоит. Другая организация.
— Считается, бармен — мужская профессия.
— Ничего подобного! Я категорически не согласна с такой формулировкой. Да,
если смотреть на цифры,
— Почему ты стала барменом?
— По случайности. Я не училась барменскому мастерству профессионально. В университете я изучала испанскую литературу. Закончив учёбу, я не знала куда пойти зарабатывать. Друг работал в парижском брассери. Он позвал меня. Сначала я отказалась, он стал меня убеждать, и я согласилась. Я работала официанткой. Разносила еду, напитки. В течение нескольких лет я поменяла в этом ресторанчике ряд профессий и закончила барменом. В брассери приходила консервативная публика, поэтому я наливала гостям вино и пиво и готовила классические коктейли вроде Cosmopolitan. Два года назад я ушла и обустроилась в Café Moderne в Париже.
— Как ты объяснишь успех на соревнованиях?
— Давай признаюсь — два года назад я не знала о Diageo Reserve World Class. Коллега, ментор, прошёл национальный отборочный тур и участвовал в чемпионате мира в 2014 году. В финале он занял третье место. Он много рассказывал о собственном опыте и спросил, не хочу ли я попробовать. Я сказала: «А почему бы и нет». Правда, я готовилась поехать через пару лет, набравшись опыта. Но когда я прошла во Франции национальный отборочный тур, планы изменились. Поехала отстаивать честь страны. Люди ошибочно думают: Diageo Reserve World Class — чемпионат, где первостепенное значение играет опыт или возраст, но это не так. Важна «зрелость».
— Что такое «зрелость»?
— Опыт. Но не опыт работы за барной стойкой, а жизненный опыт, накопленный к приезду на чемпионат. Речь не о миксологии. Не о том, какие коктейли ты готовишь в финале. Важнее, как ты это делаешь и насколько уверенно чувствуешь себя перед международным жюри. Я ведь не была лучшим барменом мира, отправляясь на чемпионат. Я знаю великих барменов, которые круче меня. Но я лучше других подготовилась.
— Как ты готовилась?
— Нудно и изнурительно. У меня было маленькое преимущество — ментор, который меня готовил, уже участвовал в чемпионате мира. Он знал, что нужно ментально подготовиться к выступлению. Настроиться. Я медитировала. Настраивалась.
— Ты волновалась, когда выступала?
— О да. Я прошла через персональный кошмар. Выступать перед жюри на чемпионате мира — не то же самое, что «выступать» перед гостями в баре.
— Чувствовала стресс?
— Конечно же. До сих пор помню, как унимала дрожь в руках перед каждым выступлением. Но голос ни разу не дрогнул. Полноценный стресс я испытала, когда объявили победителей и я услышала собственное имя. Вот тогда у меня и руки затряслись, и голос сорвался от восторга и возбуждения.
— Помимо ментальной подготовки и наставлений ментора, что определило успех выступления?
— Я приготовила около 40 коктейлей. Воображение — главная составляющая успеха.
— Ты изучала в университете литературу. Помогла ли она в битве за чемпионство?
— Не знаю. Возможно. Когда я придумываю, я слушаю чувства, а не вдохновение. Поясню: Diageo Reserve World Class — состязание не о том, как ты миксуешь коктейли. Оно о тех историях, которые ты рассказываешь. Учитывается представление коктейля, история, харизма бармена, техники, ну и только в последнюю очередь сам коктейль. Я перенесла судей в безумные миры. Рассказала захватывающие истории.
— Например? Расскажи мне историю.
— Последнее соревнование в рамках чемпионата
Бар располагался на заброшенной станции метро: после ядерной войны люди перебрались под землю
— Ты читала
— Нет. Честное слово. Об этом романе я узнала от Спайка (один из создателей Diageo Reserve World Class — прим. ред.). Он сказал — «прочти этот роман». И теперь, когда я спускаюсь в метро, я думаю об этой книге.
— Ты чувствуешь усталость за барной стойкой?
— Ну, конечно. Большую часть времени я чувствую эйфорию от того, что делаю. Но выпадают дни, когда мне хочется домой. Иногда ты устаёшь — это нормально.
— Классические рецепты ты знаешь?
— Нет. Я не знаю многие классические коктейли.
— Каковы тренды? Чего хотят люди, которые приходят в бар.
— Зависит от страны. Греки любят сладкие коктейли. Турки — солёные. Даже если коктейль так себе, но ты добавишь туда много лайма — турки скажут: «Коктейль крутой». Итальянцы любят горькие коктейли. И так далее.
— Сложно ли быть барменом во Франции, стране вина?
— И да, и нет. У нас нет сильной коктейльной культуры, как в Лондоне
или
— Как научиться понимать коктейли?
— Зависит от того, что ты заказал. Нет жёстких правила, как при дегустации вина. Дам совет: следуйте рекомендациям бармена. Пример? Трубочки. Если я сервирую коктейль без трубочки, значит так надо (на стенках специи, которые меняют вкус). Но мне говорят: «Можно ли, пожалуйста, трубочку». Я отвечаю: «Ребята, но тогда изменится вкус коктейля. Текстура. Вы потеряете часть удовольствия». А мне говорят: «Да, мы понимаем. Дайте, пожалуйста, трубочку». Я даю. А что делать.
— Где ты видишь себя через пару лет?
— Надеюсь, что открою бар в Париже в этом году. Зависит от того, как быстро я найду подходящее помещение.
— Помогла ли недавняя победа прийти к такой цели?
— Да, процессы ускорились. Но планы открыть бар возникли раньше, чем я стала победителем.
— Как ты видишь будущее коктейлей? Эволюцию.
— Эволюция коктейлей не прекращается. Скажу одно — прекратите думать шаблонами. Когда тебя просят сделать коктейль из будущего, не подавайте коктейль в тюбике от зубной пасты, потому что это скучнейший штамп. Включите воображение. ELITE
О соревнованиях
Компания Diageo развивает культуру ответственного потребления алкоголя, повышая уровень профессионализма барменов по всему миру. Для этого создана образовательная программа для барменов — Diageo Reserve World Class, престижная международная программа по барменскому искусству на основе коллекции премиальных брендов компании Diageo. Мировой финал Diageo Reserve World Class проходит раз в год, победитель определяется составом профессионального жюри. Бармены-участники чемпионаты, и заведения, где они работают — это всегда современный взгляд на культуру приготовления и потребления коктейлей. www.theworldclassclub.com