«Париж стимулирует вдохновение»
Художник Валерий Кошляков — о путешествиях и доме, отдаче и везении, менталитетах и географической принадлежности искусства.
Культура Текст: Татьяна Шарая— Родившись в России, вы уже много лет живёте в Париже, почему?
Моя жизнь состоит из переездов. В 16 лет после окончания школы, я уехал из родного города. Сначала в Ростов, потом в Москву, потом в Берлин, потом в Париж. Это наложило отпечаток, в том числе и на творчество. Париж казался эпицентром творчества. И эта плеть гнала туда.
— Вдохновение зависит от среды обитания и путешествий?
Конечно. Художник — биологический процесс. У тебя постоянно появляются идеи, ты взрослеешь, хочется фундаментального. Французская культура провоцирует творить. Париж стимулирует вдохновение. Потому что любимое тобой с детства, здесь — родная культура. Да, это Франция и менталитет другой. Но художники, которых я любил — они здесь. Крайне интересно ходить по музеям и видеть «вживую» художников, которых до этого видел только в альбомах. На меня старое искусство сильно влияет.
Художник — биологический процесс. А французская культура провоцирует творить
— Почему вы не остались в Москве?
В 2000−м году я потерял квартиру и мастерскую. Уехал в Берлин. Болтался одно время там. Но русскому художнику в Германии некомфортно. Сложно принять немецкий дух, четкость. Можно в немецкой столице присутствовать физически. Но развиваться, жить и работать Не знаю ни одного художника, который бы там реализовался. Искусство — непосредственная связь с местом и с контекстом той страны, в которой ты работаешь. В Германии у меня появилась своя галерея, но страна так и не стала «моим местом». Хотя в Германии много серьезных художников.
— После Германии вы поехали во Францию?
Да, потому что там «мягче». Это интернациональная страна. Мир искусства отчасти коррумпирован, но художник чувствует себя в Париже легко. Так уж повелось.
— Вы не перестаете повторять, что вас вдохновляет природа. Но, при этом, для жизни выбираете города. Почему?
Как любой человек я связан обязательствами. Семейными, например. Дети ходят в школу во Франции. Да, я хотел бы жить в итальянской деревне. Или в русской. Сделал бы мастерскую и стал бы окончательно счастливым человеком. В конечном итоге так и случится. Но пока живу в Париже.
— Гоген уехал вдохновляться на Таити, Сезанн исходил Францию. Как открытые границы меняют мир искусства?
Границы открыты. Но выбранная художником тема предполагает привязки. Если я
пишу древнегреческий Парфенон или парижский собор
— Центральную роль в восприятии искусства играет менталитет?
Да. Человек живет в стране, читает «свою» литературу, смотрит «свои» фильмы и таким образом формируется. Если рассказать о переживаниях в другой стране, вас не поймут. Потому что эти люди росли в иной культуре. По этой же причине не воспринимаются шутки. С искусством так же. Я говорю с русским зрителем — благодарным, который меня понимает. Выставка «Элизии» касается русских людей, поэтому и представлена в Москве. В Риме выставку воспримут иначе. Куратор — итальянец — спрашивает: «Зачем ты повесил в рамках экспозиции олимпийские фотографии?». Он не понимает. И я отвечаю: «Важно показать основы и истоки живописи». Куратор отвечает, что живопись уже давно другая и живет своей жизнью. У него своя система координат. А у меня своя. Понимаете?
Выставка «Элизии» касается русских людей, поэтому и представлена в Москве
— Что говорят французы?
Французы ненавидят своих же художников, и это трагедия. Я нахожу на свалках во Франции антикварную мебель, книги для инсталляций. Французы считают: вещь отжила жизнь и не представляет никакой ценности.
— С другой стороны, зачем привязываться к вещам?
Да, вы правы. Но для меня это трагедия. Мне кажется, Франция таким
образом, по мелочам, но теряет приоритеты. Умирает одна культура и ей на смену
приходит другая. Это такой живой процесс, который переживает каждое
поколение в истории. И в этом видна связь с жизнью — ты помнишь
— Как вы реагируете на повышенное внимание?
Непривычно. Русские художники не избалованы вниманием. Мне повезло.
— Считаете, это везение?
Да, именно везение. Сколько людей, которые за жизнь ничего не добиваются. Ни выставок, ни славы. В истории масса примеров, когда люди всецело отдавались искусству и ничего не получали взамен. Обидно, что художники, которые однажды войдут в историю живописного искусства, живут бедно. Поэтому да — мне повезло. Хотите пример? Возьмем двух великих архитекторов — Браманте и Бернини. Первый жил скромно, не выходил из кельи, ел хлеб с молоком. Бернини — полная противоположность. Светский человек, государственный деятель с благами. Оба вошли в историю как строители одной эпохи. Один был успешен, другой нет.
— Но вы же прилагаете усилия, чтобы вам повезло?
Я делаю выставки. Но как быть, если я делаю выставки, а на них никто не ходит? Здесь, в Москве, ходят. В Берлине, например, не ходят. Здесь везение, там — невезение. Как волны.
Выставка в Москве — первая за 10 лет. Почему?
До некоторого времени художник высказывался исключительно в галереях. Потом галереи закрылись, а договориться с Манежем или Третьяковской галереей проблематично. Поэтому я увлекся западными проектами и давал гастрольные выставки. Благодаря Музею русского импрессионизма оказался в Москве. У художников появился шанс показать себя.
— Хороший шанс.
Да. Замечательные стены, замечательное пространство. Россия выиграла, что такой музей открылся. Побольше бы таких, как Борис Минц, создавший музей по личной инициативе, и искусство бы у нас заработало. ELITE
мнение
Борис Минц
Основатель Музея русского импрессионизма
Обожаю Валерия Кошлякова и считаю, что сегодня это один из лучших российских
художников. Я дружу с художником и рад, что после 10-летнего ожидания у нас
есть шанс принять его выставку в Москве. Для этого пришлось построить музей,
так хорошо принявший экспозицию. Выставка со смыслом, будет понятна русскому
человеку, поэтому она и проходит в Москве. Выставка «Элизии» — это наслоение
смыслов, раскрывающих талант художника и утраченные ценности, о которых мы
забываем.
Выставка «Элизии»
По словам Кошлякова, «Элизии» — следы исчезновений. Описания знакомых мест и отжитых образов. Руины и сон, представленные в жанре фантасмагорий. Пространства городов, архитектура различных зданий. Значение слова «элизии» сам Кошляков расшифровывает как «выталкивание». Художник говорит, что выставка будет понятна только русскому человеку, поэтому она и проходит в Москве. Выставка «Элизии» в Музее русского импрессионизма продлится до 27 ноября 2016 года.
Ленинградский проспект д. 15, стр. 11
Ежедневно, 11:00 – 20:00
Среда 12:00 – 21:00
+7 495 145 7555