Как делать медиа в 21 веке? Отвечает вице-президент BuzzFeed
Что такое «новые медиа» и как занять свою нишу — рассказывает Скотт Лэмб.
Экспансия Shapchat, развитие узкоспециализированных медиа, развитие технологий дополненной реальности и другие тренды, которыми не стоит пренебрегать, если вы делаете медиа.
синопсис
Новые медиа — медиа, возникшие с эпоху развития интернета. Они гибкие, интерактивные и быстро реагируют на происходящие в вебе изменения.
Быть на всех платформах не значит публиковать везде один и тот же контент: для каждой площадки нужно готовить материал, учитывающий особенности этой площадки.
Какова стратегия к выживанию для компаний средней руки? Консолидация. Если у вас не очень большое общественно-политическое в мировом масштабе медиа, вам придется непросто. Выживут очень крупные игроки и нишевые медиа с узкой специализацией.
Мы хотим стать глобальной новостной компанией, которая сможет соперничать с BBC и CNN, но будет направлена на гораздо более молодую аудиторию.
Через пять лет люди не будут смотреть новости по телевизору. Новости будут приходить в формате уведомлений от Snapchat.
Управление медиа-компанией – это постоянное взаимодействие с происходящими изменениями. Была эпоха, когда медиа фокусировались на поисковом трафике, потом мы сфокусировались на Facebook, а сейчас обратили внимание на новые развивающиеся платформы.
— Для начала давайте расшифруем термин «новые медиа». Что значит это определение?
«Появление термина «новые медиа» восходит к наступлению эры «цифровых
медиа». В понимании людей, цифровые медиа – это то, что отличается от привычных
бумажных форматов. Понятие пришло с появлением интернета, когда внезапно
сам создание новостей стало не столь важным для рынка. Человек с
доступом в интернет получил в распоряжение ассортимент инструментов
для публикации, дающих шанс дотянуться до глобальной аудитории.
Второе отличие «новых медиа» от классических — интерактивность
и доступность информации. Знаете, термин «классичекие медиа» для меня
устарел. В США, когда мы говорим о традиционных СМИ, мы используем
слово «унаследованные медиа».
— Изменения происходят постоянно и везде: Facebook меняет образ. Последнее громкое нововведение — моментальные статьи (Instant Articles). Медиа задумались: подключать или не подключать? Какова политика BuzzFeed в этом отношении? Каков ваш опыт в использовании моментальных статей на Facebook?
Политика BuzzFeed отличается от большинства компаний в медиа. Мы склоняемся к идее, что необходимо распространять контент на всех доступных платформах. Мы были одной из первых компаний, распространяющих моментальные статьи, и увидели хороший уровень вовлеченности. Я не просто повторяю основные тезисы Facebook. Я говорю о собственном опыте: моментальные статьи загружаются гораздо быстрее, это прекрасный опыт для читателя. Медиа — сервисный продукт, ориентированный на читателя. Значит, вопроса делать или нет стоять не должно.
Если говорить о стратегии BuzzFeed, то как
— Какова стратегия развития BuzzFeed на ближайшее будущее?
Внутри компании мы говорим
— Как выжить небольшим изданиям, не обладающим ресурсами BuzzFeed и других монстров?
Запустить новую
— Примеры успешных узкоспециализированных медиа приведете?
Например, проект The Wire Cutter (www.thewirecutter.com). Сайт незаменим, если
вы выбираете стереосистему или телевизор, и вам нужна рекомендация. Они как бы
говорят: «Мы проделали работу (по отбору), и предлагаем вам вещь, которую
стоит купить.» Это медиа, но с неочевидной моделью монетиации.
—Расскажите об основных тенденциях в мире медиа?
Видеоформаты продолжают расти. Людям нравится смотреть видео. Facebook
повышает органический охват видео, поддерживая тренд. Формат прямых трансляций
пока не так успешен — не совсем понятно, как с ним работать, но это вопрос
времени. Еще один тренд: диверсификация каналов дистрибьюции, о котором
сказано выше. Как следствие — сайт перестает быть основным источником трафика
для медиа. Медиа глобализуются в следующие 4−5 лет. У издательских
— Сколько единиц контента BuzzFeed создает в день?
В день мы делаем 300−400 материалов.
— Где вы берете идеи? Каков творческий процесс?
У каждого подразделения своя специфика. Группа по работе с новостями сфокусирована на мониторинге новостного поля. У исследовательской команды в работе долгосрочные проекты. Команда, которая пишет новости в социальных сетях, мониторит социальные сети: ребята смотрят, что происходит в Twitter, на Facebook и других платформах и находят истории там. Отдельная команда работает с сообществами. У BuzzFeed есть сообщество, где люди предлагают идею или помочь создавать публикации, так что некоторая часть контента приходит оттуда. Наконец, отдельная команда создает развлекательный контент: списки и викторины. Они проводят мозговые штурмы и изучают тенденции в сети, где и находят вдохновение.
— Как вы думаете, почему списки так популярны?
Списки легко читать. Списки стали популярными в BuzzFeed еще когда мы
были представлены на настольных персональных компьютерах. 70% читателей
BuzzFeed используют несколько устройств, в том числе смартфоны. И
списки легки для чтения на любом гаджете. Списки понятны: мы знаем,
что увидим в списке «25 кошек, похожих
— Легко ли создавать списки?
Если сравнивать их с новостными историями, да, просто. Иногда сотруднику придется провести день или два, работая над созданием сложного списка, а иногда это занимает 10−15 минут. Достаточно придумать идею – и пост готов. Вызов для нас состоит в том, что мы делаем списки уже давно, и нам нужно все время придумывать новое, а не повторять вещи, которые получались в прошлом. Как мы придумываем списки? Берем пару самых популярных тем с прошлой недели, горячие обсуждения и смотрим, как их соединить между собой. Это хороший способ придумывать контент.
— Каков оптимальный процент соотношения сложных в производстве текстов и простых, которые делаются быстро и без особых трудозатрат?
Зависит от специфики площадки. Когда мы начинали, было 70 «быстрых текстов»,
30 «сложных». Но теперь мы стали
— Мы живем в эпоху «журналистики кликов»: медиа гонятся за трафиком, снижая качество контента и вводя читателя в заблуждение неточными заголовками. Как вы оцениваете этот тренд?
У меня журналистское прошлое. Но в BuzzFeed не было журналистики в ее традиционном понимании. Но сейчас в штате компании работают выдающиеся журналисты, которые пишут настоящие истории. Похожий тренд я наблюдаю в BoxMedia здесь, в США. Для лидеров отрасли — они хотят быть лучше и удерживать лидирующие позиции на рынке — количество переходит в качество. Большое заблуждение, что люди не читают длинные истории. Мы мониторим этот вопрос: истори по 10−15 тысяч слов (это очень большие истории) — если они хорошо написаны люди читают с мобильных, которые считаются непопулярными для лонгридов. Нет, нет никакой связи. Если история интересная и хорошо сделают, ее прочтут миллионы людей. Мне кажется, что сейчас истории достигают бОльшей аудитории, чем в эпоху «унаследованных медиа».
— Какова стратегия BuzzFeed на ближайшие 5−10 лет? Как вы видите будущее компании и остался ли потенциал для роста?
Мы хотим больше сконцентрироваться на новостях. У нас хорошая новостная организация. Задача — тать глобальной новостной компанией, которая сможет соперничать с BBC и CNN, но будет направлена на гораздо молодую аудиторию. Через пять лет люди не будут смотреть новости по телевизору. Новости будут приходить в формате уведомлений от Snapchat. Мне нравится эта идея, действительно нравится. Для меня – а я несколько старше нашей аудитории —это удобный способ быть в курсе того, что происходит на Олимпийских играх. Это информация в красивой упаковке.
Управление
— Какова идеальная модель распространения для цифровых медиа: быть везде или же выбирать отдельные каналы, как Facebook, или Instagram и т.д.?
Все зависит от размера компании. Buzzfeed повезло: мы везде, где захотим: в Facebook, в Instagram, в Snapchat. У нас в штате не только авторы, создающие контент для тех платформ, где мы присутствуем, но и техническая команда, которая помогает создавать инструменты для присутствия на платформах. Но такая роскошь доступна далеко не всем.
— На каких платформах нужно быть обязательно?
Наиболее крупные и быстрорастущие – Facebook, Twitter, Snapchat. На последней мы видим высокий уровень вовлеченности: много людей читает контент от BuzzFeed в Snapchat, и он им нравится. Думаю эти три платформы останутся лидерами.
— Вы считаете, что Snapchat продолжит расти?
Однозначно. Платформа в США уже обогнала Twitter по количеству пользователей и скачиваний приложения. Я сейчас не вспомню точные цифры, но знаете, Snapchat развивается и имеет все шансы стать такой же большой площадкой как Facebook. Они делают отличную работу.
— Есть ли другие платформы, которые сейчас недооценены, а вы видите в ней потенциал?
Мне нравится китайская WeChat, хотя я не уверен, что она распространиться в других странах так же широко как в Китае. Но для нее сложно выйти в другие страны по ряду причин. Проблема не в самом WeChat. Скорее всего, дело в Facebook, который встраивает в экосистему принадлежащих компании приложений элементы, которыми обладает WeChat. Но я повторюсь WeChat – отличная платформа. Одна из моих любимых. Еще одна недооцененная платформа: Vine (www.vine.co). Мы, в BuzzFeed видим ее потенциал, но пока платформе не удалось занять место на мировом рынке. Мирового охвата пока нет, но думаю это изменится.